Первичная обработка и основы стандартизации шкурок белки

В таежной зоне Сибири белка по значению является вторым после соболя охотничье–промысловым животным. На ее промысел ежегодно выходит несколько сотен тысяч охотников. Среди них – много начинающих промысловиков, приобретающих опыт как в добыче, так и в обработке пушных шкурок.

С добытой из ружья белки шкурку снимают сразу после отстрела. Длительная (до вечера) переноска неободранной тушки, даже лучшим эвенкийским способом на ремешке, пропущенном через ротовое отверстие в глазницу, позволяет такому пороку, как окровавленность волосяного покрова, увеличиться в несколько раз.

Зверьков, добытых самоловами, как правило, обдирают в зимовье.

С отстрелянного зверька съемка шкурки осуществляется следующим образом:

Передние лапки сразу обрезают. На охоте их отдают собаке. Надрезы на задних лапах делают от анального отверстия по бедрам вдоль границы светлого и темного волоса. Шкурку на лапах оттягивают и обрезают у начала стопы. Действуя пальцами, шкурку дальше оттягивают от тушки, продвигаясь к хвосту. Левой рукой, упираясь пальцами в собранный валик кожи хвоста, правой выдергивают его стержень. Одной рукой берут за освобожденные задние конечности, а другой стягивают шкурку к голове и выдергивают передние лапы из шкурки. Затем подрезают хрящи ушных раковин, глаз и носа. Таким образом, шкурка оказывается отделенной от тушки.

В последующих стадиях первичной обработки шкурок охотниками накоплен богатый положительный опыт.

Охотник–предприниматель Александр Брагин из Енисейского района основную массу белок добывает с помощью плашек, которых у него на участке более тысячи. В то же время он ведет попутный промысел с помощью собак, отстреливая зверьков из ружья. При этом у части шкурок неизбежно возникает порок "окровавленность волосяного покрова". Для его удаления он рекомендует, во–первых, снимать шкурки сразу после отстрела (техника этого приема описана выше). Окровавленные места на волосе и на мездре обильно промокать (протирать) снегом, стараясь удалить как можно больше крови. Затем вывернуть шкурку волосом наружу, а внутрь (на кровоподтеки) класть снег. После прихода в зимовье поместить шкурки в не очень теплое место, лучше на невысокую лавку.

К следующим действиям первичной обработки следует приступить, как только "потечет" снег. Как правило, это позволяет полностью растворить остатки крови на мездре и на волосе. Если это не удается, надо после обезжиривания выстирать окровавленное место в теплой чистой воде без моющих средств, а затем просушить волос.

Для обезжиривания шкурку расправляют на колене, покрытом чистой тканью, брюшком вверх. Простой способ обезжиривания для начинающих охотников следующий. Небольшим кусочком бинта обматывают большой палец. Им и указательным пальцем захватывают жир и тонкую пленку, начиная от передних лапок, потом от лопаток сгоняют валик жира и пленки к хвосту. При этом способе шкурка не повреждается и обезжиривается тщательнее, так как часть жира впитывается бинтом. Более распространенный способ обезжиривания, которым пользуются опытные охотники, – сгон валика с помощью ножа. Этим способом начинают обезжиривать также от передних лапок и лопаток к огузку. Следует отметить, что во многих руководствах рекомендуют во избежание появления дефекта «сквозняк» обезжиривать шкурки белки от огузка к голове. Вследствие того, что луковицы волос у этого вида располагаются неглубоко, нож их со стороны мездры практически не затрагивает, поэтому традиционная техника обезжиривания «от головы» оправдана. Техника обезжиривания с помощью ножа следующая. Ножом, поставленным под углом, начиная от передних лапок, образуют валик снимаемой ткани. При этом шкурку поворачивают со спинки на бок, затем на брюшко и т.д. Движения производятся так, что нож стоит на месте, а шкурка протягивается под ним.

После обезжиривания обычно разрезают хвост по внутренней стороне и, если нужно смыть кровь, шкурку стирают в чистой воде.

По стандарту шкурки белки правятся без правилок. Расправленные шкурки нанизывают через глазные отверстия на тонкую палочку или развешивают на вбитые в планку гвоздики так, чтобы шкурки не соприкасались. Некоторые охотники используют бумажные и деревянные правилки. Например, охотники Михаил Килин и Виктор Мачехин из поселка Новый Городок Енисейского района оправляют белок на оригинальных правилках. Шкурки, высушенные на них, имеют превосходный товарный вид.

Правилку изготавливают из хорошо оструганной прямослойной древесины. Ее длина 35–45 см; ширина – в вершине 1,5, посередине 2, а в основании 2,5 см; толщина около 0,7 см. Вершину правилки заостряют, чтобы она, упершись в «мордочку» шкурки, не соскальзывала. Некоторые охотники ножом прокалывают в мордочке отверстие для упора вершины правилки. На основании правилки делают клиновидный надрез, который дополнительно расщепляется ножом на несколько сантиметров. Обезжиренную шкурку одевают на правилку мездрой наружу. Охотник подтягивает ее за задние лапки и хвост и вставляет их в расщеп. Передние лапки оттягивают вперед и вниз, но не прижимают их к коже туловища и не перевязывают в узел. Закрепленная таким образом шкурка сушится как обычно.

Шкурка, у которой просохли губы, хрящи носа и ушей, считается высохшей. После сушки шкурки нанизывают на бечевку и связывают в бунты. Хранят беличьи шкурки, как и другие виды пушнины, в неотапливаемых помещениях. Хранение в теплом помещении приводит к окислению остатков жира, пожелтению мездры.

На шкурки белки невыделанные распространяются одноименные технические условия, утвержденные ГОСТом 6374–66, ограничение срока действия которого в настоящий момент снято.

В зависимости от качества волосяного покрова и состояния мездры шкурки белки подразделяются на три сезонных сорта. Сортность устанавливают в основном по мездре. В главе «Осенняя линька у соболя и белки» приведены основные признаки, по которым легко отличить шкурки первого, второго, третьего сортов и нестандартные.

В зависимости от наличия пороков шкурки белки подразделяются на группы дефектов:

b|$br1,$stl(text_table)||$v2|Пороки|$h3|Группы дефектовМалыйСреднийБольшойПрострелы мелкой дробью на хребте, расположенные не кучно, шт.4–78–1011–15Прострелы мелкой дробью на хребте, расположенные кучно, шт.Не допускается4–78–10Запекшаяся кровь общей площадью в см&fiv(2)iv&;5–1010,1–2020,1–30Разрывы и швы по хребту общей длиной в см2–55,1–10более 10 до однократной длины или разорванные поперекПлешины общей площадью в см.кв.до 1 вкл. 1,1–33,1–5Дыры, прострелы пулей, пигментированные пятна на мездре общей площадью см.кв.0,4–22,1–44,1–8Неправильная съемкаснятие пластом––eНедостача частей шкуркиголовыголовы и шеи–

О некоторых пороках следует сказать особо.

Три прострела мелкой дробью по хребту, расположенные не кучно, не считается дефектом. Так же по–особому считаются прострелы на череве: – три учитываются как один на хребте. Охотниками подмечено, что прострелы мелкой дробью №№ 7, 8, 9 после сушки вообще не заметны со стороны мездры.

Пигментированные пятна на мездре образуются на месте повреждений волосяного покрова в результате драк и покусов белок. Синие пятна – это признак компенсационной линьки, говорящий о том, что волос растет.

Запекшаяся кровь на волосе хорошо просматривается со стороны мездры, поэтому ее удаление различными методами, вплоть до стирки без моющих средств, является хорошим резервом повышения качества шкурок белки.

В последние годы заготовительные фирмы делают существенные скидки за отсутствие хвоста. Объяснение этому является то, что остевой волос с хвоста великолепное сырье для изготовления художественных кисточек, поэтому хвост высоко ценится.

Шкурки белки с пороками, превышающими нормы, установленные для группы дефектов «большой», прелые, горелые, поврежденные молью и кожеедом, шкурки весенние перезрелые, летние, раннеосенние относятся к нестандартным и, как показывает практика, приемке не подлежат.

В.Д. Петренко, СибНИИО