Жемчуга сибирской тайги

Соболь.

Какое дикое животное может символизировать природу нашей страны! На этот счет есть немало разных мнений.

Одни называют бурого или белого медведя, другие - лося, белого журавля стерха, белку, выхухоль. И конечно же, в таком перечне всегда стоит соболь. Я тоже отдаю за него свой голос. Твёрдо убежден, что замечательный таежный зверек вполне этого заслуживает.

Трудно описать словами соболиный мех: почти невесомый, шелковистый, искрящийся на свету, удивительно красивый. К тому же он очень теплый и прочный. И еще одно качество ценится в этом мехе: он довольно редок. Одним словом, очень практичная и изящная драгоценность.

Вспомните «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Ограбленный в пути новгородский купец чудом сохранил одну соболью шкурку. И ее хватило, чтобы выменять бесценного арабского скакуна, которого повез Афанасий в Индию. Шкурка за коня! По цвету соболий мех довольно разнообразен - от песочно-желтого до смолисто-черного. Последний особенно ценится.

Головка высокая - так называют шкурки соболей высшего сорта. Они черные, с минимальным горловым пятном. Но их в природе очень мало: на тысячу - один.

Сколько поколений охотников, идя по следу соболя, молили судьбу, чтобы их зверь оказался «головным»! Но счастье выпадало далеко не каждому. Бывало, что промысловик за всю жизнь не встречал ни одного такого чудо-зверька.

Лучшая добыча - темные русские соболя.

В начале века хищнический промысел извел соболей по всей Сибири - от Урала до Тихого океана. Положение казалось безвыходным. Некоторые ученые даже стали считать соболя естественно вымирающим видом. Утверждали, что он не выносит дыма и панически боится человеческого жилья. Однако нашлись специалисты, которые отстаивали обратное и винили во всем неуемную добычу соболя. Нужны были строгие охранные меры и заповедные территории. Баргузинский заповедник на северо-востоке Байкала стал первым из них.

В Давше - центральной усадьбе заповедника, которая громко именуется поселком, - всего-навсего два с половиной десятка домов да около ста жителей. Все работают в заповеднике. Поселок стоит на самом берегу моря в Давшинской бухте, и с двух сторон от него горбятся лесистые мысы. Место очень живописное и, прямо скажем, глухое. До Усть-Баргузина - 120 километров, а до Нижне-Ангарска, центра Северо-Байкальского района, - аж 170.

Заповедник тянется по берегу Байкала на 50 километров. С востока его окаймляют горы Баргузинского хребта. Общая площадь заповедника чуть больше 260 тысяч гектаров. Пожалуй, это один из немногих наших заповедников, так далеко расположенных от крупных городов и поселков, а следовательно, и малодоступных для массового наплыва посетителей.

Однако летом достичь его водой на катерах и лодках несложно, а зимой по льду Байкала идет оживленная ледовая трасса (зимник). Ну а уж для вертолетов эти притягивающие к себе людей места доступны в любое время года.

Вольный соболь (фото 15 октября).

Край на северо-восточном побережье Байкала между устьями Томпуды и Чивыркуя издавна нарекли Подлеморьем. Именно здесь обитает жемчужина Забайкалья - баргузинский соболь. Смолисто-черная шкурка этого некрупного зверька шелковиста, с чистой водой (голубой подпушью) и не имеет себе равных среди вольных соболей.

Заповедник, занимающий часть Подлеморья, призван строго охранять редкого зверька и пристально изучать его. В последние десятилетия здесь регулярно отлавливают и метят часть соболей, чтобы определить законы их жизни и миграции в горной тайге.

Южный кордон «Сосновка» находится в устье речки Кудалды. Именно здесь когда-то был центр заповедника. Сейчас у строений кордона стоит мемориальная плита. На ней надпись: «Здесь 1 июня 1914 г. высадилась экспедиция в составе: Г. Г. Допельмаира, К.А.Забелина, З.Ф.Сватоша, А.Д.Батурина, Д.Н.Александрова. Результатом этой экспедиции явилось учреждение в 1916 г. Баргузинского соболиного заповедника, ныне Баргузинского государственного заповедника».

Соболь.

Отсюда началось возрождение соболя на огромных просторах Сибири. Стоя у памятника, ясно сознаешь, какое трудное и великое это было дело. Сейчас наша тайга вновь стала соболиной. Охотоведы исчисляют современное стадо соболей в 600-800 тысяч. Это крупная победа советской биологической науки и практики.

Соболь - в полном смысле наша национальная ценность и гордость. И в спасении его огромную роль сыграл заповедник в Подлеморье.

Повадки, жизнь соболей, способы их отлова в заповеднике знают многие. Главным же специалистом считают старшего научного сотрудника, кандидата биологических наук Евгения Михайловича Черникина. За пятнадцать лет работы он исколесил подлеморскую тайгу вдоль и поперек. В его активе сотни тончайших наблюдений за жизнью этого осторожного и очень трудного для исследований в дикой природе зверька.

Он много рассказывал мне о баргузинских соболях. Потом дал почитать диссертацию. Вот выдержки из нее, касающиеся поведения соболя рядом с жильем человека.

Лайка загнала соболя на дерево.

«Один из взрослых соболей был привезен на мотоцикле в поселок. Соболя внесли в дом, вынули из мешка так, чтобы наружу показалась одна голова. Когда зверьку поднесли к мордочке блюдце с молоком и куском булки, то он с аппетитом все это съел. Вел он себя совершенно спокойно, даже когда охотник легонько почесал ему нос и за ушами. Не моргнув глазом (в буквальном смысле), этот соболь перенес довольно болезненную операцию кольцевания (ему поставили метку на ухо, предварительно проколов его. - А. Р.), после чего снова поел… Когда же через несколько минут его вынесли на улицу, он начал вырываться из рук и успел укусить охотника за палец. Обычно же в неволе многие соболи начинали брать предлагаемый корм спустя одни-двое суток после отлова».

Всего Черникиным окольцовано за годы исследований несколько сотен соболей. Их обычно ловят осенью: собаки загоняют зверька на дерево, и ловец с соседнего дерева снимает соболя капроновой петлей на палке. Причем были случаи, когда один и тот же соболь попадался ловцам два, а то и три раза в течение нескольких дней.

По приблизительным данным, которые сообщили мне в Давше, на территории заповедника обитает около тысячи соболей. Размножаясь, они расселяются в соседние охотничьи угодья. Стадо соболей в заповеднике как бы выполняет роль племенного ядра с воспроизводственными функциями. Помеченных здесь соболей добывали за 30-40 километров от заповедника.

Повадки соболей довольно своеобразны. На воле они держатся поодиночке, исключая самок, выращивающих потомство. Парами встречаются в основном в июле - августе в брачную пору. На воле зверек ведет сумеречный образ жизни. Но охотится и днем. Соболь - лесной житель. Тайга его дом. Предпочитает заросли кедровых стланцев. Держится и в горах, в каменных россыпях.

Убежище соболя.

Соболь - ярко выраженный хищник, отважный и ловкий охотник. За сутки пробегает много километров, охотно залезает на деревья, но ходить предпочитает в отличие от куницы низом. Охотится по-разному. Может, как кошка, караулить в засаде мышь, умело подкрадываться к сидящим в снегу тетеревам. А может в изнурительном преследовании долго гнать по рыхлому снегу кабаргу до тех пор, пока не измотает ее. И нередко выходит победителем в схватке с противником, во много раз превосходящим по весу и силе. И когда кабарги в тайге много, она составляет существенную долю в меню соболя.

Основная же пища зверька - мелкие грызуны. Не проходит соболь мимо рябчиков, глухарей. Замечали, как ловит в ручьях рыбу. Добывает белок, а также более мелких своих собратьев - колонка и горностая.

Соболь не избегает растительной пищи. Питается кедровыми орешками, брусникой, рябиной, черникой.

Зимой в тайге соболи часто меняют убежища. Устраивают их обычно в прикорневых дуплах хвойных деревьев. Зверьки очень опрятны, гнезда держат всегда в чистоте.

Несмотря на теплую шубу, соболь, как ни странно, боится холода. И в сильные морозы подолгу отсиживается в теплом гнезде. Если зимой соболь попадает в капкан или загнан в дупло, то, лишенный возможности двигаться, довольно быстро замерзает. Кстати, плохо переносит зверек и жару. Подвержен тепловым ударам. Поэтому в знойные дни стремится найти прохладное место в тени, избегает прямых солнечных лучей.

Соболь добытый ружьем.

Соболь попавший в кулемку (вид самолова).

Промышляют соболей ружьем из-под собаки, капканами и различными самоловами (кулемками, плашками). Вольных соболей различают по кряжам (товарным особенностям шкурки). Соболей подразделяют на несколько кряжей. Наиболее ценные из них - баргузинский, якутский и камчатский.

Собольи шкурки темного окраса, как правило, используют в натуральном виде. Светлые же шкурки порой подкрашивают.

&it(meh_rad_292,c)it&

Кроме нашей страны, небольшое поголовье вольных соболей есть в Монголии, Китае и Японии. Однако промыслового значения они там не имеют. На мировой рынок собольи шкурки поступают только из нашей страны. Поэтому-то этого ценного зверька и именуют русским соболем.

А.Г. Рогожкин (из книги "Меховая радуга" 1987 г.)