Королева мехов

Шеды (сараи для содержания зверей).

Посетить звероводческие фермы может далеко не каждый желающий. И поэтому даже местные жители в большинстве своем имеют смутное представление об их обитателях. А какой-нибудь из зверьков нет-нет да и вырвется на волю. Тут и происходят всякие курьезы.

Помню у зверосовхоза, где я когда-то работал, было опытное поле другого хозяйства. Его охранял сторож - шустрый худой старичок. Мы с ним иногда перебрасывались двумя-тремя фразами, когда я утром шел на работу.

Однажды летом, подходя на рассвете к полю, я увидел сторожа, семенившего с места на место и как-то странно все время кланяющегося. Он напоминал мышкующую лисицу, и я невольно рассмеялся.

- Чего веселишься, - крикнул он, - иди помогай!

Я поспешил навстречу.

- Смотри, кого поймал! - волновался старик.

- Какой-то стальной зверь. Я таких отроду не видывал.

В траве извивалась в наброшенной на нее авоське, перехваченной брючным ремнем, голубая норка. На сочном зеленом фоне мех ее завораживающе мерцал холодным стальным светом. И впрямь зверек напоминал стальную отливку, только вдруг ожившую.

Сторож размахивал руками и возбужденно причитал: „Ай да зверь, ай да чудо! И откуда он взялся?" Из совхоза, - показал я на виднеющиеся постройки ферм.

- Да неужто там таких разводят? - не поверил старик. - А говорили - только лисиц да песцов.

Я распутал зверька и взял его в руки.

- Как это ты его? Ведь куснет же.

- Если умеючи, то не укусит. Да и если укусит, не беда - заживет. А тебе повезло, - сказал я сторожу. - Пошли, премию получишь.

За поимку убежавшего зверька положено было денежное вознаграждение. Получив его в конторе, сторож, растерянно пожимая плечами, удивлялся: „Да что же это? Ведь я и так его мог поймать. И ты же мне помогал".

- Я работник хозяйства и умею обращаться со зверьками. Хочешь, ферму покажу?

У клеток с цветными норками сторож еще больше удивился.

- Смотри-ка, сколько их разных, вот одного цвета, а вон другого, третьего, четвертого. Прямо радуга какая-то!

Меховая радуга ... Такое сравнение приходит в голову и когда смотришь на „солнышко", выложенное из десятков разноцветных норочьих шкурок. Увидеть его можно в Москве на Выставке достижений народного хозяйства СССР в павильоне „Кролиководство и пушное звероводство". Там же есть и показательная ферма, где посетителей знакомят с содержанием норок различных окрасок.

Кажется непостижимым, что на основе дикого зверька селекционеры вывели уже более ста различных цветных форм норок и продолжают выводить новые. Все они входят в три основных типа цветных зверей: коричневый, голубой и белый. В каждом из них разнообразие вариантов. В голубой тип, например, входит более десятка зверей с мехом от цвета вороненого металла с синеватым отливом до нежно-голубого. А какие звучные названия даны цветным шкуркам!

Клеточные норки (белая, паломино, СТК - темно-коричневая).

Когда произносишь их подряд, будто драгоценные камешки пересыпаешь: топаз, хоуп, паломино, голубой ирис, виолет, лавандовая, жемчужная, пастель. Тончайшие оттенки различают специалисты в богатой гамме цветного меха. Это богатство красок меховой радуге дала кропотливая селекция.

Клеточную норку недаром считают сейчас в мире самым популярным пушным зверьком, королевой мехов. По количеству ее маточного стада определяют пушной потенциал любой страны.

В последнее время наше звероводство дает ежегодно двенадцать миллионов шкурок норки. Мех ее теплый, ноский и очень красивый.

Совхозная норка совсем иной зверь в сравнении с дикой.

Шкурки голубых норок.
&it(meh_rad_297,c)it&

За долгие годы направленной селекции норки стали крупнее, изменились не только размер шкурки, ее цвет, опушенность, шелковистость меха, но и физиология зверька, а также его поведение. Норки стали более плодовитыми и менее агрессивными. Словом, идет сложный процесс одомашнивания дикого зверя.

Всего около ста лет норок разводят в клетках. Главные же успехи были достигнуты в последние десятилетия. Норководство стало высокоорганизованной промышленной отраслью сельского хозяйства.

Шкурки серебристо-голубой клеточной норки.

Шкурки жемчужных норок.

Наши звероводческие совхозы - подлинные фабрики пушнины. Причем самые крупные в мире. Часть из них специализируются на разведении норок и содержат более 20 тысяч самок (так называемое основное стадо). Значит, летом на фермах подобного хозяйства находится вместе с молодняком более 100 тысяч норок.

Мне не раз приходилось бывать в лучших норководческих хозяйствах страны, беседовать со многими специалистами и видеть их работу. Всех, как правило, от рядового зверовода до зоотехника отличает особый, скрупулезный, я бы сказал, даже дотошный подход к делу. Без этого нельзя. Звероводство вообще, а норководство особенно, очень сложная отрасль.

Норки, такие крепкие и живучие с виду, чрезвычайно капризны к условиям содержания и кормления. Чуть что не так, снижается их плодовитость, ухудшается качество меха, зверьки болеют, а то и гибнут.

Сортировка шкурок норки (паломино, особо крупные).

В одном из южных совхозов во время нежданной сорокаградусной жары внезапно стали гибнуть от теплового удара щенки норок. Пришлось звероводам, чтобы спасти животных, распылять между клетками воду, создавая таким образом прохладный туман.

Этот случай, конечно, не характерный. Так сказать, из ряда вон выходящий. Но он свидетельствует о том, что звероводу надо постоянно быть готовым к любой неожиданности, заранее все предусмотреть. Наша наука и практика накопили огромный опыт в норководстве и продолжают накапливать. Взять хотя бы кормление. Зайдите на ферму и посмотрите, какой корм раздают по клеткам звероводы. На вид он напоминает обыкновенный мясной фарш. Казалось бы, чего проще: пропустил мясо через мясорубку и корми. Но если так поступить, то не только не получишь приплода, а и взрослых зверей можешь потерять.

Простой на вид фарш для норок, пожалуй, труднее приготовить, чем испечь самое изысканное пирожное. Составление рациона для зверей - сложное дело. В рационе все рассчитано не то что по граммам, а даже по миллиграммам. Причем в разные биологические периоды животных кормление их далеко не одинаковое. Самкам, выкармливающим молодняк, - один рацион, самцам - другой, а отсаженному молодняку - третий. Фарш, оказывается, состоит из 10-15 компонентов. Но основная часть - до 70 процентов - мясные и рыбные корма. Звери получают в нужное время необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Эти же принципы положены в основу кормления и других клеточных пушных зверей: соболей, лисиц, песцов, хорей.

Норковые шеды.

Содержат норок в специальных звероводческих постройках - шедах. Это длинные навесы с двумя рядами клеток и асфальтированным проходом между ними. Клетки -сплошные сетчатые ящики с небольшим деревянным домиком - подняты над землей. Благодаря этому зверьков практически удалось избавить от глистных заболеваний. Вообще охране здоровья пушных зверей уделяют самое пристальное внимание.

Таким образом, полноценное кормление, отсутствие врагов, болезней, хорошие условия содержания и тончайшая селекция дали возможность создать уникального высокопродуктивного зверька.

Совхозная норка значительно крупнее дикой. Самцы обычно больше самок, средняя длина тела (от кончика носа до корня хвоста) достигает 45 сантиметров, самок - 37. Но бывают звери особо крупные - более 70 сантиметров в длину. В природе таких не встретишь. Гон у норок идет в феврале - марте, а щенки появляются в апреле - мае.

Молодняк норок.

Норчата рождаются слепыми и голыми, весом 10-12 граммов. В среднем совхозные норки приносят по 5-6 щенков. Случается клеточные зверьки дают гораздо большее потомство: 17 щенков в помете. Продолжительность жизни 6-9 лет.

Каковы же повадки клеточных норок, их особенности? Первое, что бросается в глаза, -это некоторое притупление хищнических инстинктов, или, точнее, агрессивности. Например, белые, хедлундские норки вообще вяловаты, они от природы почти не слышат, и, вероятно, поэтому довольно спокойны и миролюбивы.

Звероводам часто приходится брать зверей в руки, но делают это они в толстых брезентовых рукавицах, которые зверьку не прокусить. Но есть звероводы, которые почти любую норку могут взять голыми руками. Со стороны это похоже на заклинание змей. Одной рукой человек отвлекает внимание зверька, а другой быстро хватает его сзади за шею.

На каждой ферме обычно есть любимцы, ручные норки. Они пользуются всеобщим вниманием и бывают очень миролюбивыми и ласковыми.

Но если вы, попав на норковую ферму, не будете соблюдать меры предосторожности и сунете палец в первую попавшуюся клетку, то почти наверняка будете укушены.

Норки - нежные и заботливые матери. Но если их неправильно кормить, томить жаждой или сильно напугать, они начинают таскать по клетке своих щенков, а то и загрызают их.

У умелых звероводов такого обычно не бывает. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы у зверьков всегда вволю была вода. Раньше ее разливали по клеткам вручную. Теперь все хозяйства оборудованы автопоилками. Это устройство сильно облегчило труд звероводов и улучшило обслуживание зверей.

Поиск наших звероводов продолжается. Выводятся новые цветные формы зверей, совершенствуются их разведение, кормление и содержание.

А.Г. Рогожкин (из книги "Меховая радуга" 1987 г.)