Самые первые

Красная камчатская огневка.

Где только ни обитают лисицы. Они в полном смысле вездесущи. В пустыне, тайге, горах, степях, почти во всех климатических зонах, в местах потаенных и на пороге человеческих поселений - везде встретишь длиннохвостых лукавых "кумушек" в пушистых, красивых шубах.

Вероятно, эти-то их качества - необычайная жизнестойкость и ценность меха - подтолкнули людей к разведению лисиц в клетках. Произошло это всего век назад в Южной Канаде, где от североамериканской темной формы зверя была выведена серебристо-черная лисица. Так стала развиваться новая, перспективная отрасль животноводства - клеточное пушное звероводство.

У нас серебристо-черные лисицы тоже были "первопроходцами". Именно с них началось отечественное звероводство в первых наших зверосовхозах: Пушкинском, Салтыковском, Тобольском, Путятинском и других.

Шкурки серебристо-черных лисиц.

Шкурки красных лисиц.

За долгие годы разведения этих зверей в наших хозяйствах сложился особый русский тип серебристо-черных лисиц крупного размера.

Они обладают замечательным мехом. Глядя на него, зверовод скажет:

- Вот так шкурка, 90-100 процентов серебристости, без гривы! Волос шелковистый, равномерный, средней высоты. Высокосортный товар.

Человек, несведущий в мехах, тоже вряд ли удержится от оценки:

- Аи да чернобурки! В таких, видно, цари щеголяли.

Придется объяснять. Нет, не щеголяли в таком мехе цари. Его тогда не было. Да и не чернобурка это вовсе. Русский тип серебристо-черных лисиц - творение рук советских звероводов.

Снежная грузинская (бакурианская) лисица (молодняк, лето).

Серебристо-черная лисица (молодняк, лето).

Многие специалисты причастны к созданию нашего лучшего в мире племенного стада клеточных лисиц. Всех их перечислить невозможно. Но тех, кто стоял в начале пути, назвать надо. Это зоотехники-звероводы К. А. Вахрамеев, С.А.Илларионов, Н.Т.Портнова, М.Н.Юдин, Ф.М.Ивонин, Б.А.Куличков, В.А. Теременцев, В.В.Четыркин, И.Ф. Брюханова.

Золотисто-платиновая лисица.

Сейчас у нас разводят более десяти цветовых форм лисиц. Так, еще в сороковых годах в Грузии, в Бакурианском звероводческом совхозе, вывели бакурианскую, или снежную грузинскую, лисицу. У нее белая с черным крапом шкурка. Примерно в это же время под Москвой, в Салтыковском зверосовхозе, были получены трехцветная, золотисто-платиновая и чисто-белая лисицы. Есть на наших фермах сиводушки и бастарды (помеси серебристо-черных с красными лисицами), беломордые платиновые звери. Но все же главное место в валовом производстве лисьего меха занимают серебристо-черные шкурки.

История звероводства знает немало курьезов, рожденных капризами меховой моды. Один из них привел к созданию платиновой лисицы.

Платиновая лисица (молодняк, лето).
Шкурки золотистых лисиц.
&it(meh_rad_278,c)it&

В начале тридцатых годов в Норвегии на небольшой ферме, где разводили серебристо-черных лисиц, в одном из пометов появился необычный щенок. Он не соответствовал требованиям стандарта. И по правилам его должны были выбраковать, то есть забить на шкурку в первую же осень, как, кстати, не раз поступали с похожими на него лисятами на фермах не только в Норвегии, но и в Канаде. Но этот щенок прожил долгую жизнь, получил кличку Монс и мировую известность.

В чем же дело? Нестандартный лисенок был очень симпатичный: светлый носик, широкое белое жабо и белые же сапожки на всех четырех лапах. Его купил опытный селекционер и пустил в племенную работу. От Монса и обыкновенной серебристо-черной лисицы был получен помет, в котором были копии „папаши". Окрас Монса получил название платинового. А сам он стал основателем одного из самых бурных пушно-меховых бумов - "платиновая конъюнктура", "платиновая спекуляция", бешеные деньги ...

Потомки Монса вначале обогатили, а потом разорили не одного приверженца чистогана. Платиновые лисицы, пока их было мало, шли нарасхват. Цены на них десятки раз превышали те, что давали за их серебристо-черных родственников. Причем торговля шла только живыми зверями. Норвегия даже объявила запрет на вывоз племенных животных этого окраса. Это только "подкинуло веток в костер", сжигающий души бизнесменов. Ценных зверей стали контрабандой переправлять в другие страны. А когда их стало много и пришла пора торговать шкурками, оказалось, что цены за них дают почти такие же, что и за серебристо-черный товар.

Цены на "платину" стали падать, рождая новые торговые трагедии. Бум утих. А платиновые лисицы, потомки Монса, остались. Как и вновь появляющиеся расцветки (белые, золотистые, золотисто-платиновые), они не стили серьезными конкурентами серебристо-черным лисицам, которые по-прежнему первенствуют в лисоводстве.

Золотисто-платиновые лисицы (начало ноября).

Шкурки клеточных лисиц.

Следует подчеркнуть, что племенную работу с лисицами, как и с другими клеточными зверями, ведут постоянно. Улучшают уже признанные товароведами и потребителями формы животных и выводят новые. Платиновая лисица времен Монса, конечно, несравнима с современной платиновой красавицей. Ведь селекцию ведут только на улучшение хозяйственно полезных признаков. Именно в этом суть клеточного звероводства. И лисицы - самые первые обитатели звероводческих ферм - яркий тому пример.

А.Г. Рогожкин (из книги "Меховая радуга" 1987 г.)