Черная роза пустыни

В степях Казахстана, Украины, Калмыкии, миллионы овец нагуливают "золотое руно" ...

... под присмотром опытных чабанов.

Мне довелось видеть, как чабан из Узбекистана рассматривал на выставке шкурки каракуля. Он приехал в Москву на слет овцеводов. Шкурки он бережно брал в руки разглаживал волнистые завитки, смотрел на них повлажневшими глазами, и губы его что-то шептали. Я едва уловил: „Кара-гюль, кара-гюль". Черная роза - понял я. И хотя чабан брал и цветной каракуль, он все же говорил: черная роза. Уже на улице он увидел на мне шапку из черного каракуля. Прикоснулся слегка к ней и сказал: "Цены ей нет". Шапка была из недорогого каракуля. Такую у нас свободно может купить каждый. Чабан говорил о другом: о бесценном творении рук человеческих, ума, сердца, таланта, о великом подвиге многих поколений каракулеводов, о своей судьбе. Он воспевал черную розу пустыни.

Вот выдержка из журнала "Овцеводство" (№1,1983 год):

"За создание и внедрение в производство новых типов овец каракульской породы серой, розовой и белой окраски, бухарского и сурхан-дарьинского сура Государственные премии СССР 1982 года в области науки и техники присуждены Юдину Вадиму Михайловичу, академику ВАСХНИЛ; Гигинейшвили Николаю Симоновичу, доктору сельскохозяйственных наук, старшему научному сотруднику Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства ВАСХНИЛ; Менглиеву Мирхалику Менглиевичу, кандидату сельскохозяйственных наук, директору, Менгбаеву Хурраму Менгбаевичу, зоотехнику-селекционеру, работникам государственного племенного завода имени Ю.А.Гагарина (Кумкурган-ский район Узбекской ССР); Шадманову Юлбарсу, бывшему старшему чабану того же завода; Фищенко Олегу Петровичу, кандидату сельскохозяйственных наук, заместителю начальника Всесоюзного объединения каракулеводства; Укбаеву Хисемидулле Исхаковичу, кандидату сельскохозяйственных наук, генеральному директору научно-производственного объединения "Каракуль"; Никулиной Галине Александровне, зоотехнику-селекционеру государственного племенного завода "Кабодиан" (Кабодианский район Таджикской ССР); Сапронову Славе Сергеевичу, старшему научному сотруднику Туркменского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института каракулеводства; Григорьянц Ребекке Исааковне, главному специалисту Управления Министерства сельского хозяйства Узбекской ССР; Васину Борису Николаевичу, доктору биологических наук; Стояновской Варваре Ивановне, кандидату сельскохозяйственных наук".

Государственная премия у нас в стране -очень высокая и почетная награда. Люди, удостоенные ее, свершили научный и трудовой подвиг. Сделанное ими можно приравнять к важному открытию. Да так оно, собственно, и есть.

Стоит вчитаться в названия научных учреждений, министерств, ведомств, хозяйств, которые представляют лауреаты, сознаешь, какой большой отряд специалистов "выращивает" меховую розу.

Множество вариаций каракульских смушков свидетельствует о том, что за каждой из них годы и годы поисков, порой нескольких поколений каракулеводов. И вместе с тем каракулеводство сегодня -это не только наука, это еще и искусство. Что-то выше только одного знания и опыта, то, что определяется интуицией, предвидением.

По данным международных пушных аукционов, производство каракуля ежегодно составляет всего лишь 7 миллионов шкурок. Но это не считая реализации каракуля на внутреннем рынке стран-производителей этого сырья. А как раз на внутренний-то рынок идет большее число шкурок.

До Великой Октябрьской социалистической революции у нас заготавливалось около двух миллионов шкурок. Стадо же каракульских овец чуть превышало 3 миллиона голов. В советское время оно возросло более чем в пять раз и составляет сейчас 16 миллионов голов. По сути дела, заново создана мощная отрасль на индустриальной основе.

Каракуль.

Каракуль.

Советский каракуль славится богатством красок, оттенков и расцветок, разнообразием ассортимента шкурок (голяк, каракульча, каракуль-каракульча, каракуль, яхобаб, трясок, овчинное сырье).

Черный каракуль занимает у нас в заготовках примерно 50 процентов, серый - до 7, сур - до 14, а цветной - менее 8 процентов.

Каракульских овец у нас разводят в основном в засушливых районах юго-востока страны, в пустынных и полупустынных зонах: от Южного Казахстана, республик Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) до низовьев Волги и Молдавии.

В стране создана обширная сеть крупных племенных каракулеводческих хозяйств. Есть 30 государственных племенных заводов, 25 племсовхозов и 22 племенные фермы. Эти хозяйства ежегодно продают на племя до 55 тысяч баранов-производителей и до 190 тысяч ярок.

Наши селекционеры вывели 29 высокопродуктивных внутрипородных и заводских типов каракульских овец разных расцветок.

Овцеводство - …

… одна из самых древних отраслей животноводства на земле.

Каракульская порода- одна из древнейших на земле. Выведена в Средней Азии и хорошо переносит суровые условия пустынь. Сухая конституция, крепкий костяк, сильная мускулатура, подвижность, выносливость позволяют разводить этих овец от тропиков до районов с суровыми зимами с температурой до минус 40°С. Удивительная сила наследственности особенно проявляется у каракульской овцы при скрещивании ее с другими породами. По продуктивности каракульская овца - необычайное создание. Она дает человеку массу необходимейших продуктов. В этом смысле ее, пожалуй, можно сравнить с северным оленем, который дает жителям тундр самые главные средства существования: мясо, шкуры, жилы, кость на иглы для пошива одежды да к тому же еще служит и транспортом.

От каракульской овцы человек испокон веку получал мясо, молоко, шерсть, овчину, кожу, сычуги (используемые в сыроделии и парфюмерии) и кишки. Из ее шкур делали полушубки, тулупы, шубы, различную обувь, перчатки, бурдюки, седла и многое другое. И все же главная продукция этих уникальных животных - драгоценные каракульские шкурки.

Каракуль.

Каракуль.

Поражает многообразие цветного меха. В серой окраске различают оттенки от светло-серого, серого до темно-серого и черно-серого. Есть молочная и меловая расцветки, стальная, голубая, жемчужная, серебристая, свинцовая, или графитная, седая, перламутровая и черно-серая расцветки.

В розовой окраске шкурок (гулигаз) есть бриллиантовая расцветка, встречаются такие розовые шкурки со светлыми или темными окантованными краями, фасолевидным потемнением или посветлением типа халили.

В окраске сур в зависимости от происхождения различают бухарский, сурхандарьинский и каракалпакский сур. Для сура характерен резкий переход от темного основания к светлому кончику волосков в завитке. Это создает контрастность окраски, придающую особую прелесть каракульским шкуркам, что и определяет высокую ценность сура.

Например, в каракалпакском суре выделяют шесть расцветок: ашар (закат солнца), шабдар (цвет горошка), шамчирак-гуль (пламя горящей свечи), урюк-гуль (цветок абрикоса), пулаты-сур (стальной) и чакыр (зовущий).

В бухарском же суре различают серебристую, золотистую, бронзовую, сиреневую, алмазную и другие расцветки.

Коричневая окраска имеет переходы от светлых до темно-коричневых оттенков. Среди светло-коричневых шкурок попадаются светлые, средние и темные оттенки. Наиболее оригинальные из них бежевые, или шутури.

Белая окраска в натуральном виде малоинтересная. Такие шкурки обычно красят в экзотические искусственные цвета.

Итак, вместе с черной всего шесть окрасок каракуля со множеством расцветок. Надо сказать, что сортировка каракульских шкурок - тончайшее и сложнейшее дело. Например, африканский каракуль в Лондоне сортируют, выделяя 60 сортов с учетом подсортов. У нас выделанный и. крашеный чистопородный черный каракуль разбивали на 30 сортов, серый на 26 сортов и т.д.

Подборка каракуля.

Специалист, сортируя каракульские шкурки, наверняка, ошеломит вас названиями форм и типов завитков. Форма - это внешний вид завитка, тип - строение его.

Итак, формы: валек, боб, гривка, кольцо, штопор, горошек, улитка. Ласы - это участки без завитков, покрытые лишь однообразно направленными волосками. Есть еще деформированные завитки.

В формах же есть типы. Например, валек может быть полукруглый, ребристый, плоский, извилистый, узковершинный, гребневидный, седловидный, кольчатый и т.д.

Словом, каракулеведение, то есть знание каракулеводства и его продукции, - серьезная, весьма объемная наука.

Обыкновенному покупателю каракуля и изделий из него ее постигать в общем-то не обязательно. И все же его, покупателя, всегда волнуют вопросы. А что больше всего ценится, что моднее из многообразной продукции каракулеводства? Что лучше на шапку? А что на воротник? Что мужчинам, а что женщинам? Что молодым, а что зрелым? Часть общих ответов на эти конкретные вопросы вы, дорогой читатель, можете обнаружить в следующей главе. Однако здесь все же надо сказать относительно каракуля, что на внешнем и внутреннем рынках ценятся более всего наиболее редкие виды каракульского сырья. В его ассортименте различают смушки плодов при внутриутробном развитии и смушки ягнят разного возраста.

В полупустыне.
Ягненок каракульской породы.

Нормальное эмбриональное развитие каракульских ягнят длится около 150 дней. В это время формируется и развивается волосяной покров шкурки. Он продолжает развиваться и после рождения ягненка. Так вот вид и качество сырья зависят от возраста плода или ягненка.

У плодов смушки разделяют на голяк (115-125 дней), каракульчу (127-134 дня) и каракуль-каракульчу (134-135 дней).

У ягнят в зависимости от возраста забоя шкурки разделяют на каракуль - основную продукцию каракулеводства (ягнят забивают в первые 1-3 дня), яхобаб (10-40 дней), трясок (после 2-4 месяцев) и овчинное сырье от взрослых овец.

Ягненок каракульской породы овец.
Ягненок каракульской породы овец.

На международных торгах всегда высоко ценились каракульча и каракуль-каракульча. Примерно так же распределялись цены и на внутреннем рынке, но не во всех странах одинаково. Яхобаб и трясок всегда были значительно дешевле каракуля.

Что же касается изделий, то, конечно, они обычно дорогие из редких первосортных шкурок. Обычно, но не всегда. Лучшая обработка простого каракуля, модный пошив, окраска и т.д. могут значительно удорожить изделие.

Мода! Да, она говорит порой нелогичное, но веское слово. Когда по зову моды перекрашивали черный каракуль, положим, в малиновый цвет, шкурку сначала отбеливали, а потом окрашивали. Естественно, ухудшались основные качества шкурки, тем не менее „попугайский" воротник был значительно дороже воротника из исходного черного каракуля. Что делать, мода!

И все-таки можно сказать, что каракульча лучше подходит для отделки вечернего платья, легкой парадной шляпки, на пелерину. Пушистый же теплый крупнозавитковый каракуль, или яхобаб, - на шапку, воротник к зимнему пальто или на шубку.

Верх роскоши - элегантное манто из первосортной каракульчи с четким причудливой формы муаровым рисунком. Такое манто очень легкое, теплое, великолепно носится. Думаю, что оно не менее редкое, чем манто из соболя. Но ведь есть еще и цветная каракульча, причем маловстречающихся расцветок. Изделия из таких шкурок можно сравнить по редкости с уникальным драгоценным камнем. Их видеть-то не каждому дано, не то что владеть ими.

Однако в целом завитковых меховых товаров на внутреннем и внешнем рынках достаточно много. Это хорошо видно зимой. Стоит пройти по людным улицам большого города и присмотреться к прохожим -обнаруживаешь много изделий, как обычно говорят, из каракуля. Шапки мужские и дамские. Зачастую дамские шапки из каракуля оторочены другим мехом (лисица, песец, может быть хоть росомаха). Много воротников, изредка попадаются шубы (черные, серые, коричневые). Так что каракуль у людей в ходу. Но то, что мы видим, это не всегда чистопородный каракуль.

Отара каракульских овец.

Например, на каракульских овец похожи овцы породы малич. Их издавна разводят в Крыму. Шкурки ягнят этой породы у товароведов принято называть крымки. Они довольно красивы. Особенно когда их снимают с ягнят в возрасте 1-3 дня (как и каракуль). Конечно, по красоте и качеству крымки несколько уступают каракульским. Но они значительно лучше некоторых других завитковых шкурок. Маличи бывают черного, темно-серого, серого и редко других цветов, встречаются также и пестрые. Этих овец скрещивали долгое время с каракульскими баранами с целью улучшения качества смушков. Чистопородных маличей сейчас осталось немного.

В изделиях не всякий специалист отличит первосортную крымку от чистопородного каракуля. Лишь очень опытный глаз заметит разницу.

Крымский каракуль пока уступает бухарскому. Крупнозавитковые и мелкозавитковые маличи идут на дамские и мужские воротники, шапки, манто и жакеты. Носятся изделия 7-10 лет.

К смушково-молочным относят украинских овец - сокольских, решитиловских и молдавских. Шкурки ягнят этих пород в возрасте до трех дней называют смушками. Они покрыты завитками форм боб, гривки, кольца и горошек. Только на лучших шкурках изредка встречается валек, и то не по всей шкурке, а в основном на огузке. Валек на боках может переходить в завитки формы боб.

Смушки похожи на крымки, но по качеству все же хуже. Смушка имеет более матовый и мягкий волос, кожа тоньше, чем у крымки. Смушки по цвету бывают серые, темно-серые, черные и пестрые. В полуфабрикате обычно крымки объединяют со смушками. Большой разницы в строении их завитка нет.

Различают также помесный каракуль. Он в сравнении с чистопородным имеет грубоватый, малошелковистый, слабоблестящий или стекловидно-блестящий волос.

И все же шкурки лучших сортов каракуля-метиса практически не отличаются от чистопородного каракуля. Вспомните о силе тысячелетней наследственности каракульских овец.

Многие, наверное, слышали такое название: мерлушка. Первоначально им обозначали шкурки с павших („мерлых") ягнят. Сейчас мерлушкой называют шкурки ягнят грубошерстных овец в возрасте до 30 дней. Ее делят на русскую - от овец грубошерстных северных пород и степную - от курдючных овец. Бывает мерлушка черной, коричневой и белой. Обычно завитки русской мерлушки выражены слабо, разной формы. Кожа тонкая. Такие шкурки, как правило, красят в коричневый цвет, под платину, в бежевый и черный цвета.

Бархатные волны черного каракуля завораживали не одно поколение поклонников меха, рожденного в пустынях. Людям потребовалось разнообразие каракулевых волн, и не только по форме завитков, их орнаменту или блеску, но и по цвету. Все новые и новые оттенки приобретает роза пустыни. Сколько их может быть? Какие больше понравятся людям? Какими будут каракуль и каракулеводство завтра? Это очень важные вопросы. Они всерьез волнуют специалистов. Надо четко видеть перспективы отрасли. Знать, в каких направлениях развивать ее. Нужно научно обоснованное прогнозирование. И ученые ведут кропотливые исследования в этом направлении.

Музейные шкурки лучших сортов каракуля.

Центром этих поисков стал древний Самарканд, точнее, расположенный здесь Всесоюзный научно-исследовательский институт каракулеводства. Он создан в 1935 году на базе зональной опытной станции каракулеводства. Институт имеет научные центры, отделы, лаборатории, отделения (Бухарское, Кашкадарьинское, Джизакское, Таджикское), солидную экспериментальную базу - государственный племенной завод каракульских овец "Карнаб". Есть в институте и уникальнейший музей - музей каракуля. Известен он во всем мире. И со всего мира притягивает к себе, как магнит, каракулеводов, товароведов, селекционеров.

Представители крупных пушных фирм из разных стран Европы, США, Японии не раз интересовались научной коллекцией каракульских шкурок института. Порой, чтобы ознакомиться с ней, иностранные специалисты приезжают прямо с Международных ленинградских пушно-меховых аукционов.

Интерес, естественно, не праздный. Чисто практический интерес. В коллекции более трех тысяч шкурок. В ней собраны государственные эталоны всего ассортимента Государственного стандарта для каждой из трех ведущих по каракулеводству республик: Узбекской, Туркменской, Казахской. Здесь имеются образцы каракуля из выдающихся племенных стад: госплемзаводов "Мубарек", "Нишан", "Каракуль", "Равнина", "Учаджи" и других. Есть шкурки, полученные в весьма неоднородных экологических зонах и в разные годы, собраны шкурки, законсервированные различными способами, и т.д.

Коллекция эта не только ласкает глаз посетителей, она работает, работает на перспективу развития отрасли. Это богатейший научный материал для самых разнообразных исследований в каракулеведении, товароведении и технологии обработки шкурок, в разработке стандартов на основную продукцию каракулеводства.

Одновременно это богатейшее учебное пособие для изучения всех видов каракуля, а также действенная выставка, пропагандирующая достижения нашей страны в области каракулеводства.

Музей чаще напоминает научную лабораторию, а порой превращается в бурный дискуссионный клуб. Но и то и другое служит одной цели: дальнейшему развитию каракулеводства.

А.Г. Рогожкин (из книги "Меховая радуга" 1987 г.)